• Детский сад №82

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Примерные требования к содержанию развивающей среды

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО

от 15 марта 2004 года      № 03-51-46ин/14-03


ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОЮ ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ


Министерство образования РФ направляет для использования в работе Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.


Первый заместитель министра       В. Болотов



Приложение


ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,

воспитывающихся в семье


1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее — игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными образовательными учреждениями для организации работы с семьей.

2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.

2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии:

  • сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России;
  • санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России.

2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках.

2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.

2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до 1 года они не рекомендуются).

3.Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:

3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.

3.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.

3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.

3.4. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:

  • полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);
  • дидактическая ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);
  • эстетическая направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);
  • соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.

5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.

5.1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.

5.2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.

5.3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.

5.4. Игрушки и материалы, размешенные на открытых местах (полках, витринах и т.д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, «кричащих» тонов.

5.5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятель¬ности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:

а) сюжетные игры и игрушки:

  • игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
  • игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
  • различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков).

б) игры с правилами:

  • мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. — на физическую компетенцию;
  • детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. — на умственную компетенцию;
  • настольные игры типа «гусек» и «лото» — на удачу (шансовые).

5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.

К ним относятся:

  • пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;
  • настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов);
  • материалы для простейшего экспериментирования (металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.).

Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппли- кация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др. Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

5.5.4. Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:

  • мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс — для развития быстроты двигательных реакций;
  • набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. — для развития координации и ловкости;
  • различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) — для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
  • эспандеры, гимнастическая палка и др. — для формирования правильной осанки ребенка. При наличии «стационарного» оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.

6. При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми — например, шнур можно использовать для «заправки» автотранспорта, шишки и камешки — для игры в «Магазин» и т.д.).

7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.

8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.

9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности принимать в них участие.

© 2009 Детский сад №82
управление: Павел Попов
дизайн: Дмитрий Андреев

Телефон: (812) 521-33-12
(812) 526-76-73
Факс: (812) 521-33-04

195 298
Санкт-Петербург, пр. Косыгина, д. 30, к. 4, лит. А
e-mail: gdou_82@mail.ru