• Детский сад №82

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Логопед
Иванова Елена Сергеевна


Необходимость развития мелкой моторики пальцев рук для преодоления нарушения звукопроизношения

Мелкая моторика – это точные движения не только кистями, но и пальцами рук, и развивать ее необходимо, с самого раннего возраста, чтобы научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.)

Это важно при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые упражнения

"Дружба"
  1. "Дружат в нашей группе девочки и мальчики".
  2. Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
  3. "Мы с тобой подружим маленькие пальчики".
  4. Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
  5. "Раз, два, три, четыре, пять".
  6. Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
  7. "Начинай считать опять.Раз, два, три, четыре, пять.Мы закончили считать".
  8. Руки вниз, встряхнуть кистями.
"Прогулка"
  1. При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.
  2. Пошли пальчики гулять,
  3. пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.А вторые - догонять,
  4. ритмичные движения по столу указательных пальцев.Третьи пальчики - бегом,
  5. движение средних пальцев в быстром темпе.
  6. А четвертые - пешком.
  7. медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
  8. Пятый пальчик поскакал
  9. ритмичное касание поверхности стола мизинцами.И в конце пути упал.
  10. стук кулаками по поверхности стола.
"Человечки"
  1. Побежали вдоль реки.
  2. движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю
  3. Дети наперегонки.
  4. Повторить несколько раз.
"В гости"
  1. В гости к пальчику большому
  2. выставляются вверх большие пальцы обеих рук
  3. Приходили прямо к дому:
  4. Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
  5. Указательный и средний,
  6. поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.
  7. Безымянный и последнийСам мизинчик-малышок
  8. пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
  9. Постучался на порог.
  10. кулаки стучат друг о друга
  11. Вместе пальчики - друзья,
  12. ритмичное сжимание пальцев в кулаки
  13. Друг без друга им нельзя.
"Ну-ка, братцы, за работу!"
  1. "Ну-ка, братцы, за работу!Покажи свою охоту.
  2. Большому - дрова нарубить.Печи все - тебе топить.А тебе - воду носить,А тебе - обед варить,А малышке песни петь,Песни петь да плясать,Родных братьев забавлять".
  3. Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.
"Алые цветки"
  1. "Наши алые цветкиРаспускают лепестки,Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,Тихо засыпают,Головой качают".
  2. Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.

© 2009 Детский сад №82
управление: Павел Попов
дизайн: Дмитрий Андреев

Телефон: (812) 521-33-12
(812) 526-76-73
Факс: (812) 521-33-04

195 298
Санкт-Петербург, пр. Косыгина, д. 30, к. 4, лит. А
e-mail: gdou_82@mail.ru