• Детский сад №82

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Адаптация к детскому саду

Малыш подрастает и вопрос о том, что пора  посещать  детский сад  становится актуальным. Родителям очень важно знать, с какого возраста ребенку лучше начинать посещение детского сада. Мнения специалистов, расходятся.  Одни считают, что раньше 3,5-4 лет с садиком торопиться не стоит, потому что, в этом возрасте малыш уже больше понимает и осознает, проявляет самостоятельность, владеет речью, с ним можно договариваться. Другие считают, что в этом возрасте привычки, характер ребенка уже во многом сформированы, и ему будет трудно принять для себя  коллективную систему детского дошкольного учреждения. К тому же, учитывая объективные обстоятельства, не  у  всех  родителей есть возможность так долго находиться с ребенком в декретном отпуске. Но в чем точно все специалисты едины, так это в том, что независимо от возраста ребенка, готовится к переменам в жизни семьи необходимо заранее. Желательно, за несколько месяцев до начала посещения детского сада. От этого, в том числе, зависит процесс благополучной адаптации. Каждый ребенок привыкает к жизни в детском саду по-своему. По тому, как детки приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.

 Легко адаптируется, примерно, половина детей. Обычно, период  их адаптации составляет 3-4 недели. Видимых изменений в поведении ребенка, в этот период, почти нет, а если таковые случаются, то они кратковременны и незначительны.

 Детки со средней степенью адаптации привыкают к новым условиям больше  одного месяца и иногда  заболевают. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений.

Наиболее неблагоприятный вариант – тяжелая степень адаптации, которая может протекать до полугода. Ребенок реагирует на новую обстановку частыми простудными заболеваниями с осложнениями. В таком случае, ребеночку необходима помощь, как врачей, так и психолога.

 Как долго ваш малыш будет привыкать к новым условиям, зависит от многих факторов. Надо учитывать темперамент малыша, его состояние здоровья, какова обстановка в семье и даже то, насколько готовы к этому важному этапу сами родители.

Для того, чтобы адаптация прошла благоприятно родителям стоит придерживаться некоторых правил, рекомендованных специалистами.

Самое главное — эмоциональное состояние родителей! Если родители, чаще это мамы, негативно относятся к садику, испытывают чувство вины за то, что приводят туда ребенка, и  постоянно находятся в тревожном ожидании -  ребенок обязательно будет чувствовать то же самое и у него гораздо меньше шансов успешно адаптироваться к новым условиям. Если же детский сад — это новый этап в жизни  ребенка, а родители уверены в необходимости его посещения,  и в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и малышу.

Положительная установка на детский сад первое  правило  для успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее.

Играйте с ребенком в детский сад. Замечательно, если с малышом будут «играть» его любимые игрушки. В процессе игры  можно научить ребенка выражать свои чувства и желания. В игре  у него появляется возможность «прожить» трудности, которые могут возникнуть в детском саду.  

Организуйте  дома точно такой же режим дня, какой в детском саду. Очень полезным будет  постепенно приучить вашего ребенка к нему.

Чаще гуляйте около детского сада.  Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно.

Учите ребенка общаться. Постарайтесь расширить круг общения своего ребенка. Чаще ходите с ним в гости, на детские площадки, в игровые центры. Поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Научите его знакомиться. Расскажите и покажите малышу, как можно попросить игрушки или  поменяться ими,  как можно пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

Развивайте гигиенические навыки,  приучайте ребенка к  самостоятельности. Учите вашего кроху кушать самостоятельно. Постарайтесь, на момент поступления в детский сад, уже  не пользоваться памперсами, приучайте своего малыша к горшку. Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно это сделать.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала его внимания будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Учите малыша играть. К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром. Игры на подражание ( "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки"),  развивают умение повторять действия взрослых , которое пригодится ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.

Укрепляйте здоровье ребенка. Адаптация  к новым условиям  – это стресс, который снижает защитные силы организма. Самый просто способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка — начинайте постепенно еще до  его поступление в детский сад.

И, пожалуй, само главное – поверить, что ребенок на самом деле вовсе не «слабое» создание. Его адаптационная система достаточно сильна. Ребеночек, конечно же может плакать, ведь он расстается с самыми дорогими для него людьми, и то действительно для него стресс, а слезы в такой ситуации, облегчают этот стресс. Не сердитесь, не огорчайтесь и не переживайте – малыш справится!

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить.

Настрой малыша будет зависеть от того как вы будете разговаривать с ребенком про детский сад: говорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек. Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, и это тоже его работа. А после работы мама или папа придут за ним и заберут домой. Есть другой вариант мотивации – можно сказать малышу, что ходить в детский сад, это привилегия маленький детей. И что взрослые, даже если очень захотят, не смогут пойти в него.

© 2009 Детский сад №82
управление: Павел Попов
дизайн: Дмитрий Андреев

Телефон: (812) 521-33-12
(812) 526-76-73
Факс: (812) 521-33-04

195 298
Санкт-Петербург, пр. Косыгина, д. 30, к. 4, лит. А
e-mail: gdou_82@mail.ru